Основной нормативно-правовой акт:
Приказ от 9 декабря 2020 г. № 875н «Об утверждении Правил по охране труда на городском электрическом транспорте».
Правила по охране труда на городском электрическом транспорте устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации, ремонте и обслуживании городского наземного электрического транспорта: троллейбусов и трамваев.
Документ вступил в силу 1 января 2021 года взамен приказа Минтруда от 14.11.2016 г. №635н и действует до 31 декабря 2025 года.
Вредные и опасные производственные факторы на городском электрическом транспорте:
- движущихся транспортных средств, грузоподъемных машин и механизмов, перемещаемых материалов;
- повышенного уровня шума на рабочем месте;
- повышенного уровня вибрации;
- подвижных частей оборудования, инструмента;
- повышенной или пониженной влажности воздуха;
- острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности оборудования, инструмента;
- повышенной или пониженной подвижности воздуха;
- падающих предметов и инструмента;
- повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело работника;
- электрического тока, электрической дуги;
- повышенного уровня электромагнитных излучений;
- повышенной запыленности воздуха рабочей зоны;
- повышенной напряженности электрического поля;
- повышенной загазованности воздуха рабочей зоны;
- недостаточной освещенности рабочей зоны;
- повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
- расположения рабочих мест на значительной высоте относительно поверхности земли;
- повышенной или пониженной температуры поверхностей оборудования, материалов;
- психофизиологических производственных факторов.
Обязанности работодателя при работе на городском электрическом транспорте:
- Обеспечение безопасности выполнения работ при осуществлении эксплуатации, ремонта и обслуживания городского электротранспорта с требованиями Правил.
- Обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
- Контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
Права работодателя при работе на городском электрическом транспорте
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
- устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
- в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и комплекс приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.
Требования к допуску к работам с повышенной опасностью:
- Работы с повышенной опасностью в процессе эксплуатации, ремонта и обслуживания городского электротранспорта должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью.
- Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.
- При совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска, допускается оформление единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ.
Общие требования безопасности, предъявляемые к производственным помещениям:
- В производственных помещениях для осмотра оборудования, размещенного на крыше городского электротранспорта, необходимо предусматривать специальные вышки с площадками, оборудованными перилами высотой не ниже 1,1 м со сплошной зашивкой по низу на высоту не менее 0,15 м.
- Ворота в здании для въезда и выезда городского электротранспорта должны иметь вырез в верхней части для пропуска контактного провода и должны быть изолированы в целях защиты металлического каркаса ворот от прикосновения к контактному проводу. Расстояние от изоляции каркаса ворот до контактного провода должно быть не менее 0,2 м.
- Выход с площадки вышки на крышу городского электротранспорта должен быть оборудован дверцами или откидными перилами. Зазор между перилами площадки вышки и внешним контуром крыши городского электротранспорта должен быть не более 0,2 м.
Общие требования безопасности при организации рабочих мест:
- Рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,8 м и на расстоянии менее 2,0 м от границ перепада по высоте, должны быть оснащены защитными устройствами или страховочными ограждениями высотой не менее 1,1 м, а при расстоянии до границ перепада по высоте более 2,0 м – сигнальными ограждениями.
- Опасные участки на территории и зоны в производственных помещениях, пребывание на которых во время выполнения работ связано с опасностью для работников, должны обозначаться соответствующими знаками безопасности.
- Для обслуживания оборудования на высоте 1,8 м и более от уровня пола должны устраиваться площадки с перилами и лестницами с поручнями.
Общие требования при эксплуатации городского электротранспорта на линии:
- Движение городского электротранспорта с открытыми дверями пассажирского салона запрещается.
- Движение городского электротранспорта разрешается при закрытых дверях пассажирского салона и при отсутствии препятствий на пути движения.
- Запрещается эксплуатировать троллейбус при величине тока утечки, превышающей максимально допустимую норму – 3,0 МА.
- В сырую погоду перестановка токоприемников троллейбуса разрешается только в диэлектрических перчатках.
- При отрыве токоприемников троллейбуса от контактных проводов и невозможности поставить токоприемники на место, запрещается удлинять штанги путем их наращивания металлическими предметами.
- При повреждении (поломке) токоприемника необходимо оттянуть его от контактной сети и закрепить.
- Запрещается использовать для оттягивания токоприемников токопроводящие материалы.
Общие требования при передвижении городского электротранспорта по территории парка (депо):
- Скорость движения городского электротранспорта на территории парка (депо) не должна превышать 5 км/ч, а в помещениях и на осмотровых канавах – 3 км/ч, кроме случаев испытания ходовой части и тормозной системы.
- При размещении на стоянке городской электротранспорт необходимо затормозить стояночным тормозом, выключить все электрические цепи, перевести реверсор в “нулевое” положение, снять съемную рукоятку реверсора, отделить токоприемники от контактного провода и закрепить их, закрыть двери и окна кабины и пассажирского салона.
- Перемещение и установка неисправного городского электротранспорта на осмотровую канаву допускаются только на жестком буксире исправным городским электротранспортом или специальным транспортным средством технической помощи.
Общие требования безопасности при ремонте городского электротранспорта
При техническом обслуживании и ремонте городского электротранспорта запрещается:
- пользоваться неисправными оснасткой, приспособлениями и инструментом;
- входить и выходить из городского электротранспорта, а также стоять на подножках во время его движения;
- пользоваться открытым огнем и курить;
- находиться на крыше движущегося городского электротранспорта;
- загромождать рабочие места и проходы ремонтными материалами, тарой, неиспользуемой оснасткой, отходами производства;
- перепрыгивать с крыши одного городского электротранспорта на крышу другого;
- работать в проеме ворот, когда в нем стоит или движется городской электротранспорт;
- подниматься на крышу городского электротранспорта, когда он стоит в проеме ворот;
- стоять или проходить между городским электротранспортом и опорой или иным сооружением на междупутье во время движения городского электротранспорта;
- входить в осмотровую канаву, выходить из нее во время движения по ней городского электротранспорта;
- садиться на край осмотровой канавы.
Меры по снижению рисков при подъеме городского электротранспорта
Запрещается нахождение работников в городском электротранспорте в процессе его подъема или опускания, а также выполнение работ в нем или под ним до установки на опорные подставки.
- При подъеме городского электротранспорта расстановка подъемников должна соответствовать местам подъема, предусмотренным организацией-изготовителем.
- При работе на передвижном подъемнике при опускании тягового электродвигателя или других массивных агрегатов стол подъемника необходимо подводить под опускаемый груз так, чтобы груз становился на середину стола.
Общие требования безопасности при обслуживании крышевого оборудования:
- При техническом обслуживании и ремонта крышевого оборудования рабочие места должны быть ограждены в целях исключения падения работников.
- На крыше городского электротранспорта должен быть уложен диэлектрический коврик.
При обслуживании крышевого оборудования запрещается:
- прикасаться к контактным проводам;
- подниматься на крышу городского электротранспорта, когда он стоит в проеме ворот;
- класть инструменты или детали на округленные края крыши;
- подниматься на крышу городского электротранспорта, перенося тяжелые предметы. Поднятие и спуск тяжелых предметов должны производиться с использованием грузоподъемных механизмов и приспособлений;
- работать во время движения городского электротранспорта.
Общие требования безопасности при ремонте электрооборудования городского электротранспорта:
- На городском электротранспорте с косвенной системой управления допускается производить проверку контакторов и реле, катушки которых питаются от электрической сети напряжением 600 В, без снятия токоприемника с контактного провода. При этом автоматический выключатель должен отключаться.
- Работник, производящий проверку, должен работать в диэлектрических перчатках.
- По окончании ремонта электрооборудования защитные кожухи должны быть установлены на место.
- Замена высоковольтных плавких предохранителей на городском электротранспорте должна производиться при отключенном автоматическом выключателе и при опущенных токоприемниках.
- Металлические части ограждения испытательной станции, а также один из высоковольтных электродов должны заземляться.
- В случае необходимости осмотра и проверки электрооборудования под напряжением 600 В необходимо применять соответствующие СИЗ.
Запрещается:
- во время проверки контакторов находиться в осмотровой канаве под городским электротранспортом;
- включать контроллер управления для проверки работы тяговых электродвигателей или контроллера при снятых дугогасительных камерах, а также при открытом кожухе контроллера;
- выполнять работы без применения сиз.
Общие требования при ремонте механического оборудования городского электротранспорта:
- При проверке работоспособности тормозов или других аппаратов пневмосистемы сжатым воздухом необходимо предварительно предупредить об этом работающих вблизи: “Осторожно! Подача воздуха” и только после этого приступать к проверке.
- Необходимо предварительно снизить давление и полностью выпустить из пневмосистемы воздух.
- Снятая для ремонта балка тележки должна укладываться на подставки или на монтажную тележку с устойчивым упором в четырех основных точках.
Запрещается:
- Разъединять сцепные рукава, отсоединять трубопроводы и аппараты пневмосистемы, находящиеся под давлением.
- Передвигать балку тележки по подставкам без применения подъемных механизмов.
Общие требования безопасности при ремонте городского электротранспорта на линии
Линейный ремонт городского электротранспорта допускается при соблюдении следующих мер безопасности:
- трамвайный вагон должен быть предварительно установлен на запасный путь, а троллейбус – на отведенное для его ремонта место;
- место проведения ремонтных и других работ должно быть ограждено;
- токоприемники городского электротранспорта должны быть опущены и зафиксированы;
- городской электротранспорт должен быть заторможен ручным (стояночным) тормозом;
- под колеса городского электротранспорта должны быть подложены противооткатные упоры;
- на городском электротранспорте должны быть вывешены предупреждающие таблички “Токоприемники не ставить! Работают люди”.
Запрещается проведение ремонта внутри пассажирского салона городского электротранспорта при наличии в нем пассажиров.
Общие требования безопасности при линейном ремонте трамвая
Работы между трамвайными вагонами должны выполняться в присутствии водителя.
Для выполнения линейного ремонта на запасные пути могут одновременно устанавливаться два трамвайных вагона при соблюдении следующих условий:
- расстояние между стоящими трамвайными вагонами должно составлять не менее 3,0 м;
- ремонт трамвайных вагонов одним работником должен производиться в порядке очередности: ремонт второго вагона должен начинаться после окончания ремонта первого;
- если работник находится под первым трамвайным вагоном, то второй вагон не должен допускаться к установке на этот путь.
Общие требования безопасности при сцепке и буксировке трамваем на линии:
- Перед производством сцепки и буксировки подвижной состав должен быть освобожден от пассажиров.
- На горизонтальном участке пути трамвайный вагон любого типа может буксировать не более одного вагона.
- Сцепка вагонов на линии разрешается только водителю неисправного вагона.
- В случае необходимости помощь оказывает водитель исправного вагона.
- Если неисправный вагон находится впереди исправного, водитель неисправного вагона руководит подачей исправного вагона, находясь около заднего борта неисправного вагона на безопасном расстоянии (не менее 1 м от наружного рельса) с правой стороны по ходу движения.
- Для обеспечения безопасности движения водитель обязан производить технические остановки на всех остановочных пунктах, оборудованных остановочными указателями.
- Расцепка вагонов должна производиться на горизонтальном участке пути.
- Буксировка поезда на уклонах может быть начата только при отсутствии на уклоне других поездов.
- Скорость движения на уклонах (спусках) при буксировке не должна превышать 5 км/ч.
Общие требования безопасности при линейном ремонте троллейбуса
- Постановка на ремонт второго троллейбуса на том же участке допустима при соблюдении расстояния между троллейбусами не менее 3 м при условии, что ремонтные работы под ранее установленным троллейбусом не производятся.
- Выполняющему ремонт работнику запрещается самостоятельно передвигать троллейбус в процессе ремонта.
- Погрузка колес на автомашину техпомощи после их замены должна производиться двумя работниками с применением подъемных механизмов.
- При величине тока утечки более 3,0 мА и невозможности устранения причины повышенной утечки тока на линии троллейбус должен быть снят с эксплуатации и направлен на буксире в парк (депо) для ремонта.
Общие требования безопасности при маневровых работах и выпуске городского электротранспорта на линию
Работникам, участвующим в маневровых работах, а также находящимся на территории парка или в ремонтной зоне, во время движения городского электротранспорта запрещается:
- проходить или стоять между трамваями, опорами и иными сооружениями на междупутье;
- входить или выходить из городского электротранспорта, находиться на его крыше или стоять на подножке;
- переходить через осмотровые канавы, находиться в них, а также садиться на рельсы;
- ходить по трамвайным путям, стрелкам, крестовинам и находиться в проеме ворот.
В процессе производства маневровых работ запрещается управление городским электротранспортом ремонтными рабочими или водителями, не допущенными к производству маневровых работ.
Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте трамвайных путей:
- Путевые работы при ликвидации последствий аварий, монтаже сложных узловых соединений, укладке готовых звеньев трамвайного пути выполняются под руководством ответственного работника службы пути.
- При выполнении путевых работ необходимо находиться или двигаться лицом навстречу движущемуся транспорту. Если по условиям работы это невозможно, то должен быть выставлен сигнальщик.
- Инструмент и материалы при выполнении путевых работ должны размещаться на обочине проезжей части или на тротуаре, не создавая помех движению транспортных средств и пешеходов.
- Вращающиеся и движущиеся части путевых машин и механизмов должны быть ограждены.
Общие требования безопасности при осуществлении производственного процесса:
- При разработке земляного грунта, рытье траншей вблизи мест движения транспорта и прохода людей необходимо предусматривать защитные ограждения с установкой сигнального освещения.
- Траншеи должны быть оборудованы переходными мостиками с перилами высотой не менее 1,1 м.
- В темное время суток мостики должны освещаться.
- При выполнении земляных работ с применением машин и механизмов стенки траншей необходимо крепить инвентарными щитами.
- Машины и механизмы должны находиться на расстоянии не менее 2 м от края траншеи.
Общие требования безопасности при ремонте, монтаже и замене трамвайных путей
При использовании домкратов запрещается:
- устанавливать домкраты под рельсами в шпальных ящиках с перекосом;
- при подъеме рельсового пути домкратами подсовывать руки или ноги под поднятый рельс или рельсошпальную решетку;
- движение трамваев по пути, на котором установлены домкраты.
Запрещается во время изгиба рельсов ручными прессами и во время прессования стыков находиться с внешней стороны рельса.
- При замене рельсов снимать накладки после освобождения болтов, раздвигать накладки, а также удерживать конец другого рельса при постановке накладок необходимо ломом.
- Группы работников, подводящих шпалы, должны размещаться друг от друга на расстоянии не менее 3 шпальных ящиков.
При ручном подведении шпал работникам запрещается стоять друг против друга.
Общие требования безопасности при эксплуатации путеподъемных машин:
- Рабочее место путеподъемной машины должно иметь диэлектрическую изоляцию.
- Перед рихтовкой и подъемом участка пути рихтовочной машиной необходимо следить за тем, чтобы рычаги захвата были подведены под подошвы рельсов.
- При вывешивании рихтовочной машины опорная плита ее подъемно-поворотного устройства должна опираться на две шпалы, чтобы шток был посередине шпалы, а бока опорной плиты – параллельны оси пути.
Запрещается захват рычагами под головки рельсов.
Во время рихтовки и подъема участка пути работникам запрещается:
- находиться на расстоянии менее 10 м от рихтовочной машины;
- выполнять работы на расстоянии менее 30 м от работающей рихтовочной машины;
- ходить по балласту, бетону или по покрытию поднятого участка пути;
- допускать в рабочую зону посторонних лиц.
При эксплуатации рихтовочной машины запрещается:
- работать на неисправной рихтовочной машине;
- рихтовать, если торцы пути не освобождены от балласта;
- вывешивать рихтовочную машину на опорные плиты подъемно-поворотного устройства, находясь на рихтовочной машине;
- оставлять без контроля рихтовочную машину с работающим двигателем;
- останавливать двигатель рихтовочной машины или делать перерыв в его работе при опущенном рихтовочном механизме на анкере или опорной плите подъемно-поворотного устройства;
- сходить с рихтовочной машины и садиться на рихтовочную машину во время ее движения, а также перевозить на ней работников.
Общие требования безопасности при работе на шпалоподбивочных машинах:
- Машинист должен постоянно контролировать режим работы ШПМ. Покидать рабочее место допускается только с разрешения руководителя работ.
- ШПМ необходимо перемещать своим ходом или на буксире при условии жесткого сцепления с грузовым или специальным трамвайным вагоном. При перемещении ШПМ по путям машинист должен находиться в кабине.
- Перемещение ШПМ должно производиться с разрешения диспетчера.
- Во время самостоятельного движения ШПМ машинист должен следить за работой двигателя и за сигналами руководителя работ. Скорость движения на прямых участках трамвайных путей не должна превышать 20 км/ч, на кривых участках трамвайных путей – 10 км/ч.
Общие требования безопасности при монтаже трамвайных путей готовыми звеньями:
Транспортировку готовых звеньев трамвайного пути по трамвайным путям допускается осуществлять во время ночного перерыва движения с разрешения диспетчера.
Запрещается:
- встречное движение платформ, груженных готовыми звеньями трамвайного пути, в негабаритных местах;
- проезд работников на платформах с готовыми звеньями трамвайного пути;
- направлять поднимаемое готовое звено трамвайного пути необходимо инвентарными баграми, находясь от звена на расстоянии не менее 2 м.
Общие требования безопасности при выполнении эксплуатации мобильных электростанций:
- При перемещении электростанций или преобразователей с переводом кабеля их необходимо располагать в сухих местах.
- Рельсосверлильный станок должен приводиться в действие после установки станка на место сверления, закрепления его скобой и установки сверла.
- Рельсорезный станок до приведения его в действие должен быть закреплена рама с пилой установлена сверху рельса.
Запрещается во время работы рельсосверлильных и рельсорезных станков очищать сверла и ножовочные полотна.
Общие требования безопасности при гибке рельсов:
- Гибка рельсов должна производиться на монтажной площадке.
- Рельсы в машину для гибки рельсов и в пресс подают с помощью крановых устройств.
Во время гибки рельса машиной или прессом запрещается:
- стоять с внешней стороны изгиба рельса;
- измерять радиус рельса радиусомером или лекалом, если рельс зажат в вальцах машины или пресса;
- осматривать, ремонтировать и очищать машину или пресс, а также поднимать, переставлять и устанавливать согнутый рельс на подложки.
Общие требования безопасности при устройстве дорожного покрытия:
- Транспортировка и складирование асфальта и искусственного камня должны осуществляться автопогрузчиком с ковшом.
- Ручная переброска камней допускается на расстояние не более 6 м с последующим складированием в специально отведенном месте.
- В случае устройства дорожного покрытия на трамвайном пути из щебня без закрытия движения трамваев уровень уложенного щебня не должен превышать высоту головки рельсов более чем на 3 см.
- Работники, занятые на укладке плит покрытия, должны располагаться лицом навстречу движению трамваев и автотранспорта.
Запрещается перебрасывать куски асфальта и искусственные камни на противоположную сторону транспортного средства.
Общие требования безопасности при техническом обслуживании стрелочных механизмов
При работе на стрелочных механизмах необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
- Техническое обслуживание стрелочных механизмов должно выполняться механизированными бригадами в составе не менее трех работников.
- При работе на стрелочных механизмах крышки стрелочных коробок, инструмент и приспособления не должны мешать движению трамваев и других транспортных средств.
- Открывать крышки стрелочных коробок и водосточных колодцев только специальными крюками.
- Регулирование стрелочных переводных механизмов, ручную очистку и смазку стрелок выполнять специальным инструментом и приспособлениями.
Общие требования безопасности при очистке трамвайных путей:
В кабинах специальных трамваев с навесным оборудованием и автомобилей с навесным оборудованием должны быть вывешены инструкции по эксплуатации, по охране труда и маршрутные схемы.
Во время работы на линии спецтрамваев и спецтранспорта запрещается выполнять на ходу ремонт, осмотр, смазку и замену деталей.
При работе на спецтрамвае и спецтранспорте во время чистки желобов и устройств для смазки необходимо соблюдать следующие требования:
- не допускать превышения величины максимального давления в резервуарах с графитовой смесью, установленной технической документацией организации-изготовителя;
- не курить и не пользоваться открытым огнем вблизи смазочных и горючих материалов.
Общие требования безопасности при работе с хоппер-дозаторами:
Для управления хоппер-дозаторов и регулировки положения разгрузочных люков и крышек должен применяться инструмент.
Запрещается:
- разгружать балластный материал с хоппер-дозаторов при движении трамваев по соседним трамвайным путям;
- загружать и разгружать с хоппер-дозаторов мерзлый балластный материал;
- регулировать механизмы хоппер-дозатора, а также находиться в зоне поднятия и опускания дозаторов при подаче сжатого воздуха;
- прогревать замерзшие краны резервуаров сжатого воздуха паяльной лампой или факелом.
Общие требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ:
- При погрузке краном рельсов и других длинномерных грузов на платформу транспортера необходимо находиться вне зоны перемещения груза.
- При подъеме краном прямых и кривых рельсов и других длинномерных (длиной более 5 м) грузов следует применять специальные траверсы-коромысла, обеспечивающие равновесие груза и равномерное распределение нагрузки на каждую сторону траверсы.
Запрещается подтягивать грузы грузоподъемными машинами косым натяжением канатов или поворотом стрелы, а также поднимать элементы и конструкции, которые защемлены, присыпаны землей или снегом или такие, которые примерзли к земле.
Общие требования безопасности при проведении обходов:
- Оперативное обслуживание контактных сетей и устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи осуществляется выездным оперативно-ремонтным персоналом.
- Оперативные переключения должны производиться с применением монтажных вышек, диэлектрических перчаток, изолирующих штанг.
- Обход и осмотр с земли оборудования контактных сетей и устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи могут производиться одним работником.
- Для осмотра разрешается открывать дверцы шкафов и пультов управления.
Общие требования безопасности при работах, выполняемых со снятием напряжения:
- На месте производства работ должны быть отключены токоведущие части положительного полюса, на которых производятся работы.
- На приводах коммутационных аппаратов, а также на основаниях предохранителей устройств сигнализации, централизации, блокировки, при помощи которых может быть подано напряжение к месту работ, вывешиваются плакаты “Не включать! Работают люди”.
- Не отключенные токоведущие части устройств сигнализации, централизации, блокировки, доступные случайному прикосновению, должны быть на время работы ограждены временными ограждениями.
Общие требования безопасности при выполнении работ под напряжением с уравниванием потенциалов при отключенном отрицательном полюсе
При выполнении работ под напряжением с уравниванием потенциалов или при отключенном отрицательном полюсе необходимо соблюдать следующие требования:
- работать с применением защитных средств или стоя на изолирующем основании либо на изолирующей подставке монтажной площадки автовышки;
- ограждать находящиеся под напряжением токоведущие части противоположного полюса и неизолированных от земли конструкций, расположенных на расстоянии менее 0,6 м от работающих.
- Запрещается находиться между положительным и отрицательным контактными проводами при расстоянии между ними менее 1,5 м.
Общие требования безопасности при эксплуатации монтажных приспособлений
- При передвижении вышки с работниками, находящимися на монтажной площадке или в корзине, отдающий команду на передвижение должен наблюдать за передвижением вышки и предупреждать о ее приближении к поперечным трассам, пересекающим проводам электрических линий и к другим препятствиям.
- При передвижении вышки работники, находящиеся на монтажной площадке или в корзине, должны стоять лицом в сторону направления движения вышки и находится в передней части монтажной площадки.
- При производстве работ с вышки, лейтера или лестницы должны быть приняты меры, исключающие падение материалов, деталей и инструмента.
- Работа с монтажной автовышки должна производиться при поднятых и закрепленных перилах монтажной площадки.
- Подниматься на площадку и спускаться с нее разрешается только по лестнице.
- Все работники, работающие на линии на контактной сети и устройствах СЦБ,
- должны быть обеспечены защитными касками.
При выполнении работы с приставной лестницы запрещается:
- работать вдвоем на одной лестнице;
- выполнять работу с применением механизированного и электрифицированного инструмента;
- выполнять работу, связанную с натяжением тросов, проводов и установкой тяжелых предметов;
- выполнять работу с лестницы, приставленной к контактному проводу или к гибким поперечинам контактной сети.
Общие требования безопасности при ограждении места работы:
- При работах с монтажных вышек на трамвайных путях ночью или в тумане, а также в местах с ограниченной видимостью необходимо дополнительно выставлять переносный фонарь красного цвета за 25 м от места работ на горизонтальном участке пути или не менее чем за 30 м на подъеме, на спуске, перед началом кривой при работах на кривом участке пути, когда здания или что-либо другое ограничивают водителям видимость.
- При работе с монтажных вышек по переброске проводов или тросов через улицу выставление ограждений проводов и тросов не требуется, если провод или трос не будет опускаться над проезжей частью улицы ниже 4 м.
Общие требования безопасности при установке и выемке опор, при работе на опорах:
- Установка и выемка опор должны осуществляться с помощью крана или вручную с применением багров, ухватов, распорных досок и других приспособлений.
- Заделка опоры в грунте должна производиться после ее установки.
- Работы на вновь установленной опоре до полного ее закрепления в грунте разрешается производить только с площадки монтажной или из корзины телескопической вышки.
Запрещается работающим находиться в котловане при установке опоры в котлован, выемке опоры из котлована, а также при вытаскивании из котлована крупных камней, отбитого бетона.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
При проведении работ на контактных проводах и тросовой системе:
- При работах со стальной проволокой следует применять СИЗ рук.
- Переброска троса или провода через контактные провода, находящиеся под напряжением, разрешается при наличии двух и более монтажных приспособлений, монтажных автовышек, телескопических вышек.
- При переброске контактного провода или троса через контактные провода, находящиеся под напряжением, или провода иного назначения, а также через действующие тросовые и проволочные системы работники, находящиеся на земле, должны работать в диэлектрических перчатках и диэлектрических галошах.
Запрещается работать на контактной сети и присоединенных к ней устройствах сцб и связи во время грозы.
Общие требования безопасности при проведении измерений:
- Измерения напряжения и габаритов контактной сети могут производиться непосредственно с земли с помощью специальных измерительных штанг.
- Измерение сопротивления изоляции осуществляется двумя работниками, один из которых должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, а второй – не ниже III.
- Измерения сопротивления изоляции какой-либо части электроустановки должны производиться после полного ее отключения.
Запрещается проведение измерений с применением измерительных штанг при неблагоприятных погодных условиях.